ВОСПИТАТЕЛЬНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ЖИЗНЕННЫМ НАВЫКАМ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Адресат: воспитанники от 7-18 лет
Срок реализации: 1 год
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Актуальность темы.
Основные идеи концепции.
Развитие ребенка – это процесс умственного, физического, социального и эмоционального воспитания, во время которого ребенок или подросток подготавливается к жизни в соответствии с общественными нормами и законами.
Процесс воспитания, точнее, его конечный результат можно рассматривать, как формирование у воспитанника способности самостоятельно удовлетворять свои главные жизненные потребности, обеспечивать самозащиту от неблагоприятных явлений среды, осознавать себя в полной мере личностью, быть юридически и социально компетентным. Можно сказать, что воспитание – это путь к социализации личности в двух планах: адаптации (вхождение в социум) и самоопределения в социуме.
Жизненные навыки – это позитивные поведенческие адаптационные умения, позволяющие индивидам соответствовать требованиям повседневной жизни и противостоять ее вызовам. В целом, жизненные навыки – это психосоциальная и межличностная компетенция, помогающая людям принимать решения, решать проблемы, творчески мыслить, производить критический анализ, эффективно общаться, принимать существующие между людьми различия, проявлять эмпатию, устанавливать конструктивные отношения, адаптироваться и управлять своими жизнями здоровым и эффективным образом. Жизненные навыки могут быть связаны с действиями, направленными на себя или на других людей, а также на изменение среды в целях способствования развитию.
В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В ст. 20 конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Основной задачей воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является достижение степени социально-психологической адаптации, которая позволила бы успешно приспособиться к социально-психологическим, экономическим требованиям современного общества.
Воспитание и образование детей-сирот остается актуальной социально-педагогической проблемой.
Многие авторы, психологи, педагоги подчеркивают своеобразие и специфику развития ребенка в условиях детского дома.
Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь, как то:
- отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т.п.;
- трудности в общении – там, где это общение свободно, где требуется строить отношения;
- несформированность потребности и способности трудиться;
- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
- отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;
- недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем самосознания, сниженной собственной активностью;
- отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которых большинство из них происходит. Специфическая групповая субкультура низкого уровня;
- плохое состояние здоровья.
Как показывает опыт работы психологов, педагогов и социальных педагогов детских домов, перечисленные проблемы значительно обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллектуальные нарушения. Результаты анкетирования, наблюдений показали, что для большинства воспитанников детского дома старшего школьного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, характерны:
- ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, ограниченность и своеобразие словарного запаса;
- равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивации к их освоению;
- отсутствие стремления проявить себя;
- недостаток критичности, завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний;
- повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество);
- недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения;
- иждивенчество, отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;
- отсутствие желания обустроить самостоятельно свой быт, безынициативность в отношении улучшения своей жизни;
- неумение самостоятельно организовать свой досуг.
Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны умственно отсталые подростки-выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки. Специально проведенные исследования доказали, что уровень их адаптивного потенциала в социальной сфере отличается крайней неоднородностью по отдельным компонентам, и в целом он недостаточно высок. Из обследованных, 60% имеют суммарный потенциал ниже того, который предусматривает успешность социализации.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию и эмоционально не насыщенны. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это может способствовать ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
Таким образом, ограниченность жизненного опыта воспитанников, интеллектуальные нарушения значительно затрудняют процесс формирования жизненных планов, особенно при отсутствии практического опыта. Следовательно, подготовка детей-сирот к решению вопросов социальной адаптации может быть более эффективна через формирование жизненных навыков, посредством конкретного опыта.
Обобщение опыта работы по формированию жизненных планов в предыдущие года показало, что воспитанники имеют нереалистичные, часто неадекватные планы и притязания. Необходимо развивать широкий спектр конкретных жизненных навыков, необходимых в самых различных ситуациях дальнейшего личностного, профессионального самоопределения
Психологический механизм формирования жизненного опыта личности, складывается не только из воспитательных мероприятий, но формируется на основе практического опыта в каждодневных ситуациях.
Важность практики, как метода воспитания, осознавали многие великие педагоги. Джон Локк считал, что детей нельзя обучать посредством правил, которые всегда ускользают из памяти. «Если вы считаете необходимым приучить их к чему-либо, укореняйте в них это посредством практики всякий раз, когда представиться случай».
Работавший с «трудными» детьми А.С. Макаренко, утверждал среди прочих принципов своей работы: «Мы должны воспитать людей с возможно более богатым опытом многосторонней деятельности, не теряющихся ни при каких обстоятельствах».
Таким образом, праксиологический подход к воспитанию становится на сегодняшний день одним их основных в вопросах подготовки ребенка к самостоятельной жизни, особенно ребенка, находящегося в детском доме и имеющего свой неповторимый багаж жизненного опыта.
В настоящее время под влиянием социокультурных изменений, в России происходит перелом в ценностных ориентациях общества и государства, переосмысливаются права и возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти изменения требуют поиска новых подходов, путей и содержания воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в вопросах подготовки ребенка к самостоятельной жизни, особенно ребенка, находящегося в детском доме.
Данная программа построена с учетом психологических, педагогических, санитарно-гигиенических рекомендаций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и имеет воспитательно-образовательную и коррекционно-развивающую направленность.
Основополагающими принципами в создании этой программы являются:
- Принцип педагогической организации среды жизнедеятельности воспитанников, позволяющий создавать условия (санитарно-гигиенические, психогигиенические, дидактические) с учетом особенностей детей, как решающих факторов влияния на развитие, здоровье, коррекцию.
- Принцип личностно-ориентированного подхода, диктующий необходимость прогнозирования индивидуального развития ребенка и, соответственно этому, выбор наиболее адекватных методов и подходов к специальной коррекционно-развивающей работе
- Принцип интегрированного характера образовательного процесса. Принцип предполагает необходимость соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими, социальными
- Принцип междисциплинарного подхода и координирующего характера деятельности специалистов, включает в себя ряд таких положений как комплексность подхода к ребенку, стереогнозис в восприятии его проблем, необходимость использования в коррекционно-развивающей работе различных подходов и методик, оценка состояния ребенка специалистами различных областей, с целью индивидуализации образовательного маршрута
- Этические принципы деятельности специалистов, включающие в себя приоритет интересов ребенка, безоценочность и не категоричность, рефлексию собственной профессиональной компетентности.
Для получения положительных результатов, в качестве системообразующих в комплексном сопровождении, определены основные направления деятельности специалистов:
I. Исследовательско-диагностическое направление
II. Воспитательно-образовательное направление
III. Коррекционно-развивающее направление
IV. Социально-педагогическое направление
V. Физкультурно-оздоровительное направление.
Достоинством и отличительной особенностью данной программы является возможность ее интеграции с другими программами и сочетание разной направленности в рамках программы (социально-педагогической, творческо-эстетической, физкультурно-оздоровительной направленности).
Основные цели программы:
- Создание условий, способствующих саморазвитию личности и укрепление здоровья воспитанников.
- Практическая подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни.
- Формирование конструктивных жизненных навыков, умений, системы ценностей личности, необходимых для успешной социализации и перехода из одной социально-психологической ситуации в другую.
В ходе реализации программы определены следующие задачи:
- Создание комфортных условий для обеспечения разностороннего развития воспитанников.
- Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание здорового образа жизни.
- Создание предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям и потребностям воспитанников.
- Воспитание нравственно-этических навыков социального взаимодействия.
- Развитие коммуникативных моделей поведения в различных жизненных ситуациях.
- Расширение спектра практических навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
- Профессиональное самоопределение старшеклассников, формирование положительной трудовой мотивации.
- Формирование правовой, экономической и социальной компетентности воспитанников.
- Повышение психической устойчивости, сохранение психического здоровья и развитие адаптивного потенциала воспитанников.
Адресат: Образовательная программа предназначена для воспитанников в возрасте от 7 до18 лет, в том числе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы может быть откорректировано в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей воспитанников.
Структура программы:
Программа включает в себя 7 содержательных разделов, реализуемых в течение года, согласно тематическим планам:
1. Самопознание и самоуважение |
2. Эмоциональное здоровье и хорошее самочувствие |
3. Духовно-нравственное воспитание |
4. Здоровый и безопасный образ жизни |
5. Социально-правовое воспитание. Профилактика правонарушений и безнадзорности. |
6. Общение и решение конфликтов. |
7. Самообслуживание и ведение домашнего хозяйства |
Формы организации и методы воспитательной работы с детьми.
Для реализации образовательной программы используется широкий выбор педагогических и психологических методов, ориентированных на воспитанников с учетом индивидуально-личностных особенностей, уровня физического и психического развития, эмоционального состояния, а именно коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые), тренинги общения, самоопределения, коммуникативных навыков, личностного роста.
- Специально-организованные занятия с коррекционно-воспитательной направленностью:
- беседы педагога (рассказы воспитателя о своем детстве, о любимых книжках и пр., а также на определенные темы)
- работа с пословицами
- семейное чтение
- составление рассказа (о ком-то, о чем-то)
- разбор ситуаций на определенную тему
- дискуссия, диспут
- устный журнал
- разговор за семейным столом (круглый стол)
- шкатулка вопросов и ответов
- рассматривание картин, иллюстраций, предметов, фотографий
- демонстрация фильмов
- практические занятия по направлениям воспитательно-образовательной программы
- составление рукописной газеты
- сочинение детей на заданную тему
- домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.)
- создание семейных фильмов
- фоторепортажи, оформление семейных альбомов
- Формы проведения работы (коррекционно-развивающей направленности)
- конкурсы
- выставки и обсуждение работ
- игры-викторины
- игры-диспуты
- игры-драматизации
- эстафеты
- библиотечные часы
- праздники
- вечера отдыха
- КВНы
- дни именинника
- тематические вечера с интересными людьми
- творческие игры
- посещение выставок
- тематические экскурсии, прогулки
- соревнования
- мини-конкурсы
- викторина
- игры по станциям
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Режим занятий: занятия по блокам программы проводятся 2 раза в неделю, и включают теоретические и практические часы.
Условия реализации и методическое обеспечение программы:
- Предметно – развивающая среда, оборудованные кабинеты специалистов и руководителей дополнительного образования.
- Использование методической литературы по направлениям деятельности.
- Использование раздаточного и наглядного материала, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Использование возможностей сотрудничества и социально-культурной среды района, города.
Ожидаемые результаты:
По окончании реализации программы воспитанники должны:
- Иметь общее представление о внутреннем мире человека, о том, какую пользу приносят знания, и какое значение они имеют в жизни человека.
- Уметь получать необходимую информацию о себе самом, знать способы получения такой информации.
- Быть готовым к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
- Иметь навыки саморегуляции.
- Иметь стремление к саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
- Уметь выражать свои мысли, чувства и переживания.
- Владеть навыками эффективного общения, активного слушания, диалога, дискуссии.
- Адекватно воспринимать окружающую действительность, уметь адаптироваться к реальным социально-экономическим, психологическим условиям, быть способным к ответственному принятию решений в ситуации выбора.
- Иметь представление о рациональных способах организации свободного времени.
- Иметь стремление к активному и творческому самовыражению, поиску, раскрытию и утверждению своей индивидуальности, искать пути для самореализации.
- Иметь навыки социальной адаптации.
Оценка эффективности реализации программы будет проводиться посредством использования следующих методов и методик исследования:
- экспертная оценка, проводимая воспитателями по выделенным показателям уровня социального развития воспитанников
- специалистами ППМС-сопровождения проводится диагностика с использованием необходимого и достаточного количества методик (психологическое, логопедическое обследование, оценка физического развития, оценка уровня соц.-психологической адаптированности воспитанников).
Также к субъективным критериям оценки следует отнести отзывы всех участников образовательного процесса. Эти данные могут собираться педагогом-психологом, и включать методы наблюдения, опросов, анкетирования, супервизии.
Учебно-тематический план по разделам программы.
Раздел 1: «Самопознание и самоуважение»
Режим занятий: 2 раза в неделю
Задачи:
- Помощь в развитии процессов самопознания и рефлексии, открытие своего внутреннего мира.
- Осознание воспитанником своей индивидуальной ценности, сильных и слабых сторон личности.
- Коррекция самооценки, формирование самопринятия и самоуважения.
- Осмысление себя как части окружающего мира и приобретение уверенности в свой значимости.
Деятельность по реализации данного блока предполагает:
Воспитательские коррекционно-развивающие занятия, участие воспитанников в социально-психологических тренингах, бинарные занятия с педагогом-психологом, групповые консультации, анкетирование и т.д.
№ | Название мероприятия (тема) | Количество занятий (в месяц) | |
7-13 лет | 14-18лет | ||
1. | Тренинг личностного роста «Я во взрослом мире» | — | 10 (практ, в теч.года) |
2. | «Кто я?» | 1 | — |
3. | Тайна имени, фамилии | 1 | — |
4. | Сильные и слабые стороны | 1 | 1 |
5. | Я и мои успехи | 1 | 1 |
6. | Я в глазах окружающих | 1 | 1 |
7. | Мои желания, предпочтения, интересы. | — | 1 |
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Итого: | 6 | 14 |
Раздел 2: «Эмоциональное здоровье и хорошее самочувствие»
Режим занятий: 2 раза в неделю
Цель: гармонизация эмоционального состояния, развитие навыков саморегуляции, саморефлексии, эмпатии.
Деятельность по реализации данного блока предполагает:
Воспитательские коррекционно-развивающие занятия, участие воспитанников в социально-психологических тренингах, бинарные занятия с педагогом-психологом, групповые консультации, анкетирование и т.д.
№ | Название мероприятия (тема) | Количество занятий (в месяц) | |
7-13 лет | 14-18лет | ||
1. | Тренинг «Что чувствую я?» | 4 | 4 |
2. | Психологическая разгрузка «Волшебная комната» | В течение года, по необходимости | В течение года, по необходимости |
3. | «Мое настроение» | 1 | — |
4. | «От сердца к сердцу» | 1 | 1 |
5. | «Как справиться с плохим настроением» | 1 | 1 |
6. | Что чувствует одинокий человек | — | 1 |
7. | Я и мои эмоции | 1 | 1 |
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Итого: | 9 | 9 |
Раздел 3: «Духовно – нравственное воспитание»
Режим занятий: 2 раза в неделю
Цель: создание условий для формирования личности активного, ответственного, духовно богатого гражданина России.
Задачи:
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей.
- Воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительное и толерантное отношение к культуре и традициям других народов.
- Развитие у воспитанников патриотизма, формирование исторической памяти.
- Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, развитие духовного мира, осознание значимости искусства.
Деятельность по реализации данного блока предполагает:
Воспитательские беседы, занятия, викторины, участие в конкурсах, литературные вечера, привлечение специалистов и волонтеров благотворительных организаций, библиотек, союза писателей, выезды, экскурсии, творческие конкурсы, совместно организованные акции и проекты и пр.
№ | Название мероприятия (тема) | Количество занятий (в месяц) | |
7-13 лет | 14-18лет | ||
1. | Проведение анкетирования «Ценностные ориентации» | — | 1 |
2. | Экскурсии «Мои город» (тематика определяется по запросам группы) | 4 | 4 |
3. | Акция «Посылка солдату» | 1 | 1 |
4. | Мои любимые места Санкт-Петербурга | 1 | 1 |
5. | «Мой любимый сказочный герой» (Фольклор, сказки) | 1 | — |
6. | Герб, гимн, флаг | 1 | 1 |
7. | Мировая культура и религии мира | — | 1 |
8. | Добрый поступок | 1 | 1 |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Итого: | 10 | 11 |
Раздел 4: «Здоровый и безопасный образ жизни»
Режим занятий: 2 раза в неделю
Цель: формирование у воспитанников стремления к укреплению своего здоровья и положительного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни.
- Привлечение к соревнованиям и конкурсам детей с ограниченными возможностями здоровья, создание равных шансов на победу для всех воспитанников.
Деятельность по реализации данного блока предполагает:
- проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья.
- подготовку и проведение тематических воспитательских часов, бесед, групповых и индивидуальных консультаций, с участием педагога-психолога
- организацию экскурсий, походов, прогулок.
- организацию интересного и плодотворного досуга, в том числе и в каникулярное время.
- занятость воспитанников в спортивных секциях, кружках и клубах.
- совместная работа с учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
№ | Название мероприятия
(тема воспитательского занятия) |
Количество занятий (в месяц) | |
7-13 лет | 14-18лет | ||
1. | Режим питания. Полезные и вредные продукты | 1 | 1 |
2. | Безопасность жизнедеятельности. | 1 | 1 |
3. | «Здоровые привычки – здоровый образ жизни» | 1 | 1 |
4. | «Бросай курить, ты уже не маленький» | — | 1 |
5. | «Помоги себе сам» (оказание мед.помощи, аптечка, обращение к врачу) | — | 1 |
6. | Гигиена – залог здоровья. | 1 | 1 |
7. | Самый сильный, самый смелый | 1 | — |
8. | Русские народные игры и забавы | 1 | 1 |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Итого: | 7 | 8 |
Раздел 5: «Социально-правовое воспитание. Профилактика правонарушений и безнадзорности».
Режим занятий: 2 раза в неделю
Цель: развитие социально-правовой компетентности, профилактика безнадзорности и противоправного поведения.
Задачи:
- Создание условий для снижения влияния личностных факторов риска выбора рискованного поведения.
- Развитие социально-правовой грамотности, знание основ законодательства.
- Коррекция девиантного поведения детей и подростков, путем формирования личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм.
- Принятие ценностей семейной жизни, института брака.
Деятельность по реализации данного блока предполагает:
Индивидуальные и групповые консультации социального педагога, психолога, воспитательские занятия коррекционной направленности, встречи с интересными людьми, сотрудничество, беседы приглашенных специалистов, выезды.
№ | Название мероприятия (тема) | Количество занятий (в месяц) | |
7-13 лет | 14-18лет | ||
1. | «Свобода, выбор, ответственность» | — | 1 |
2. | «Я. Ты, Мы». Права человека. | 1 | 1 |
3. | Безопасность в интернете. | 1 | 1 |
4. | «Как не стать жертвой преступления» | 1 | 1 |
5. | Честность, порядочность и справедливость. | 1 | 1 |
6. | Дружба, любовь, ответственность, семья. | — | 1 |
7. | Я в будущем | 1 | 1 |
8. | Мир профессий. | 1 | 1 |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Итого: | 7 | 9 |
Раздел 6: «Общение и решение конфликтов».
Режим занятий: 2 раза в неделю
Цель: развитие коммуникативных навыков, на основе доверия и уважения к личности, включая гендерные.
Задачи:
- Создание благоприятных условий социально-психологической адаптации воспитанников и формирование толерантного отношения к окружающим.
- Обучение конструктивным навыкам предупреждения и решения конфликтов.
- Формирование у воспитанников первичных умений анализировать различные социальные ситуации, предоставляющие возможность делать обоснованный выбор на основе здоровых установок нравственного и ответственного поведения.
- Развитие навыков выражать свое мнение, принимать точку зрения других, осознание уникальности каждого человека.
Деятельность по реализации данного блока предполагает:
Воспитательские занятия коррекционной направленности, социально-психологические тренинги, анализ проблемных ситуаций, индивидуальные и групповые консультации.
№ | Название мероприятия (тема) | Количество занятий (в месяц) | |
7-13 лет | 14-18лет | ||
1. | «Секреты общения» | — | 1 |
2. | «Кодекс хороших манер» | 1 | 1 |
3. | «Приятно познакомиться» | 1 | 1 |
4. | «Разговор по телефону» | 1 | 1 |
5. | «В кругу друзей» | 1 | 1 |
6. | «Умение слушать» | 1 | 1 |
7. | «Мы такие разные» (как не довести маленькую ссору до большого скандала) | 1 | 1 |
8. | «Как избежать конфликта» | 1 | 1 |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Итого: | 8 | 9 |